Тег «текучесть»

ЧУГУНЫ. СОСТАВ, СВОЙСТВА, СОРТА, МАРКИРОВКА, ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Чугун состоит из железа (до 92%) и углерода (от 2,14 до 5%), кроме того, имеются примеси кремния (до 4,3%), марганца (до 2%), серы (до 0,07%), фосфора (до 1,2%). Влияние примесей чугуна на его свойства. Углерод в чугуне бывает в двух видах: 1) в свободном состоянии — в виде графита; 2) в химическом соединении с железом, называемом цементитом. Если углерод в чугуне находится в виде графита, чугун имеет в изломе серый цвет и называется серым; если в виде цементита — этот чугун называется белым. Кремний способствует получению серого чугуна, а марганец — белого. Сера и фосфор — вредные примеси. Сера придает хрупкость чугуну, делает его густотекучим и пузырчатым. Фосфор увеличивает хрупкость чугуна, но делает его жидкотекучим. Серый и белый чугуны резко.различаются по свойствам. Белые чугуны очень твердые и хрупкие, плохо отливаются, плохо обрабатываются инструментом, идут на переплавку в сталь и называются передельными чугунами. Часть белого чугуна идет на получение ковкого чугуна. Серые чугуны — это литейные чугуны: они обладают хорошими литейными качествами — ж’идкотекучестью, мягкостью, хорошо обрабатываются, сопротивляются износу. Серые чугуны с высоким содержанием фосфора (0,3—1,2%) жидко-текучи и используются для художественного литья. Серый чугун поступает в производство в виде отливок и характеризуется прочностью и твердостью. Согласно ГОСТ 1412—70 установлены следующие марки отливок из серого чугуна: СЧ 00, СЧ 120-280, СЧ 150-320, СЧ 180-360, СЧ 210-400, СЧ 240-440, СЧ 280-480, СЧ 320-520, СЧ 360-560, СЧ 400-600, СЧ 440-640. СЧ обозначает серый чугун. Первое число показывает предел прочности (в МПа) при испытании на разрыв, а второе — предел прочности при испытании на изгиб. Чугун Марки СЧ 00 не испытывается. Кроме указанных чугунов применяются легированные чугуны, которые наряду с обычными примесями содержат легирующие элементы: хром, никель, титан и другие. Эти элементы улучшают твердость, прочность, износоустойчивость или сопротивление ржавлению и т. д. Различаются хромистые, титановые, никелевые чугуны. Их применяют для изготовления коленчатых валов, деталей автомобилей, поршневых колец, дизелей и т. д.

Теги: , , , , , ,

ЧУГУННОЕ, СТАЛЬНОЕ ЛИТЬЕ, ЛИТЬЕ ИЗ ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ, ДЕФЕКТЫ ОТЛИВОК

Наибольшее количество отливок массой от нескольких граммов до нескольких сотен тонн изготовляется из чугуна. Чугун имеет высокие литейные, антикоррозионные и антифрикционные свойства, достаточно высокую прочность и невысокую стоимость. Наибольшее распространение получил серый чугун. Фасонные стальные отливки из углеродистой стали и из различных легированных сталей разнообразной конфигурации массой от 10 г до 200 т широко применяются в современном машиностроении. Стальные отливки обладают более высокой прочностью и вязкостью, чем отливки из серого и ковкого чугуна. Однако по литерным свойствам сталь уступает чугуну (она имеет большую усадку, низкую жидкЬтекучесть и т. д.). Для производства фасонных отливок используют также бронзы и латуни, алюминиевые сплавы, содержащие 6—13% кремния. Они обладают высокими литейными свойствами (малой усадкой, хорошей жидкотеку-честью), достаточной механической прочностью, высокой пластичностью. По сравнению с алюминиевыми магниевые сплавы имеют более низкие механические и литейные свойства, но в связи с меньшей плотностью широко используются в самолетостроении. Основными видами брака литья являются газовые, земляные шлаковые и усадочные раковины, недостаточное заполнение литейной формы металлом, горячие и холодные трещины, коробление, несоответствие микроструктуры, химического состава, механических свойств металла отливок требованиям ГОСТа и технических условий. ,

Теги: , , , , , , , ,

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ

Машиностроительные материалы, выбираемые для деталей машин и конструкций, должны обладать технологическими свойствами: легко поддаваться обработке режущими инструментами; хорошо заполнять литейную форму, а после охлаждения давать плотную и однородную отливку (жидкотекучесть); при сварке образовывать неразъемное прочное соединение (свариваемость); поддаваться пластической деформации от ударов или давления в холодном и нагретом состоянии без разрушения (ковкость). В ряде случаев для качественной или сравнительной оценки машиностроительные материалы подвергают технологическим пробам, т. е. испытаниям на деформации, подобные тем, которые металл испытывает в производственных условиях. Методики проведения наиболее применяемых технологических проб указаны в соответствующих ГОСТах. В качестве примеров приведем некоторые технологические пробы. Проба на изгиб выполняется по ГОСТ 14019—68 для плоского, фасонного и специального проката, труб, отливок сварных швов в холодном и нагретом состоянии с целью определения способности металла прини* мать заданный по размерам и форме изгиб без появления трещин, надрывов, расслоения и излома. Различают изгиб на определенный угол (рис. 7, а), до параллельности сторон (рис. 7, б) и до соприкосновения сторон (рис. 7, в). Пробу на навивание (ГОСТ 10447—63) применяют для проволоки из черных и цветных металлов диаметром от 0,2 до 10 мм. Кусок проволоки навивают вплотную на оправку заданного диаметра или на такую же проволоку. Число витков должно быть от 5 до 10 (рис. 7, г). Рис. 7. Технологические пробы: а — изшб на определенный угол; б — изгиб до параллельности сторон; в — изгиб до соприкосновения сторон; г — на навивание; д — на сплющивание труб Пробу на сплющивание труб выполняют ударами молотка (молота, кувалды) или под прессом по методике согласно ГОСТ 8695—75 (рис. 7, <?). Образец, выдержавший пробу, не имеет трещин или надрывов.

Теги: ,